На страницах АТО мы не раз рассказывали о программах международного сотрудничества, которые иностранные компании ведут совместно с российскими предприятиями, занятыми в сфере авиастроения. Эти программы в основном носят прикладной характер и направлены на создание, серийное производство и реализацию конкретных образцов авиатехники, ее отдельных систем и компонентов. Но существует еще одна сфера международной кооперации, интенсивно осваиваемая как американской компанией Boeing, так и Европейской авиационной, оборонной и космической корпорацией (EADS). Это научные исследования и разработки, направленные на создание новых материалов, технологических процессов, методов проектирования и испытаний в области авиации и космонавтики.
Сейчас уже трудно сказать, какая из зарубежных аэрокосмических фирм первой воспользовалась плодами перестройки и установила контакты с российскими научно-исследовательскими институтами. Зато доподлинно известно, что еще в 1993 г. компания Boeing решила упорядочить и скоординировать свои исследовательские работы в нашей стране, открыв в Москве Научно-технический центр (НТЦ).
С тех пор, по сообщению компании, участие в работах, проводимых по контрактам с НТЦ, приняли более 400 ученых и инженеров из 20 ведущих научно-исследовательских институтов России и СНГ, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Верхней Салде и Воронеже, а также в Тбилиси, Киеве, Днепропетровске.
НТЦ активно сотрудничает с Национальным институтом авиационных технологий (НИАТ), Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ), Всероссийским институтом авиационных материалов (ВИАМ). НТЦ работает также с Российской академией наук (РАН). Ряд проектов были выполнены в Федеральном центре прикладной химии и Институте сварки им. Патона (Киев).
В 1993-2004 гг. были реализованы проекты в области разработки и отладки программного обеспечения, которое используется в системах и оборудовании гражданских самолетов производства Boeing.
Российские ученые участвовали в разработке комплекса мер по снижению шума и повышению аэродинамических характеристик самолетов Boeing 777 и 737NG.
Часть контрактов НТЦ с научными и исследовательскими организациями касается использования различных видов испытательного оборудования в рамках программ создания гражданских самолетов, включая новейший из них — Boeing 787.
Среди проектов, реализованных НТЦ, испытания тормозов лайнеров разных моделей, исследования по воздействию шасси Boeing 777 на аэродромное покрытие.
Крупный проект по созданию новых технологий был осуществлен совместно с НИАТ. В его рамках разработана технология виброупрочнения поверхности деталей для повышения их усталостной прочности.
Запуск программы создания нового пассажирского лайнера Boeing 787 приведет к дальнейшей интенсификации исследовательских работ компании Boeing в России. Как известно, конструкция этого самолета в значительной степени будет изготовлена из композиционных материалов. В прошлом году правительство США выдало НТЦ лицензию, которая позволяет центру работать с российскими научно-исследовательскими институтами по тестированию композитных материалов. В рамках данного проекта работы будут проводиться в ЦАГИ и ВИАМ. По оценке американской компании, стоимость этих контрактов может составить сотни миллионов долларов.
Деятельность Boeing в области совместных исследований и разработок в настоящее время проходит в рамках долгосрочного соглашения о сотрудничестве, подписанного в 2001 г. председателем совета директоров и старшим исполнительным директором Филом Кондитом и директором Российского авиационного и космического агентства Юрием Коптевым.