Болезнь «левизны» в авиации

В последнее время на страницах печати, в телепередачах стали появляться леденящие душу статьи и сюжеты об авиационных запасных частях, подобранных на ближайшей свалке или купленных у крайне подозрительных личностей. Они рассказывают о том, что теневой бизнес торговцев потенциальной смертью процветает, государство процессом управлять не в состоянии и в любой момент можно ждать массовых авиакатастроф, произошедших из-за отказов некачественно отремонтированной техники.
Редакция АТО попыталась выяснить у компетентных специалистов, настолько ли серьезна проблема некачественных запасных частей, в чем причины их появления на рынке и как отрасль может выйти из сложившейся ситуации.

Пожалуй, впервые проблема использования запасных частей неизвестного происхождения или с фальсифицированной документацией была официально озвучена в ходе расследования, проводимого по факту катастрофы в июле 2001 г. транспортного самолета Ил-76ТД авиакомпании «Русь», унесшей жизни 10 человек. Выяснилось, что в числе прочих нарушений на самолете использовалось значительное число агрегатов, пономерная документация на которые была фальсифицирована. Особое внимание проверяющих привлек один из четырех двигателей, который, несмотря на его вполне благополучную «историю», записанную в формуляре, на самом деле был списан его предыдущим владельцем и, согласно документам, отправлен на утилизацию.

Результаты расследования послужили основанием для проведения проверки авиапредприятий как силами Государственной службы гражданской авиации (ГСГА), так и прокуратуры. Хотя официальные ее результаты не стали достоянием широкой общественности, известно, что в ходе проверки были выявлены серьезные нарушения в порядке оформления формуляров и паспортов на комплектующие изделия, установленные на воздушных судах. Значительное число агрегатов (на некоторых типах самолетов от 15 до 30%) имели дубликаты паспортов, вызывающие подозрения в достоверности их оформления. В некоторых случаях выявлено наличие явно фальсифицированных паспортов.