General Electric GE90

GE90 — семейство турбовентиляторных реактивных двигателей, разработанное и производимое американской компанией GE Aviation для самолётов Boeing 777.

На данный момент является одним из трёх опциональных вариантов для самолётов 777-200/-200ER/-300 и эксклюзивной силовой установкой для 777-200LR/-300ER/-F.

General Electric GE90 считаются самыми большими и мощными реактивными двигателями в мире.

Разработаны на основе Energy Efficient Engine — проекта NASA в 1970-х годах. Изначально предполагавшиеся как замена CFM International CFM56, со стартом проекта Boeing 777 двигатели были увеличены под него и стали первым вариантом авиадвигателя для новых самолётов.

Официальный старт проекта: 1990 год.

Первый пуск двигателя: март 1993 года.

Первая поставка коммерческому пользователю: 12 ноября 1995 года, авиакомпания British Airways (BA).

Партнёры в проекте GE90:

  • французская аэрокосмическая корпорация Snecma, 23,5% в программе GE90-94B и 23,7% в программе GE90-115B;
  • японский машиностроительный гигант IHI Corporation;
  • итальянская компания Avio Aero.

Версии

GE90-76B/-77B/-85B/-90B/-94B — модификации первой очереди, предназначенной для Boeing 777 первой серии: моделей 777-200, 777-200ER и 777-300.

Главная внешняя отличительная особенность — прямые лопасти вентилятора.

GE90-110B1/-113B/-115B — вторая очередь, созданная по запросу Boeing для самолётов 777-200LR, 777-300ER и 777-F. General Electric выиграла тендер у конкурента, Pratt & Whitney, и является единственным поставщиком силовых установок для этих модификаций.

Главная внешняя отличительная особенность — изогнутые лопасти вентилятора.

Композитные лопасти

В GE90 впервые в истории коммерческой авиации применён вентилятор с лопастями из композитных материалов: углеродного волокна и эпоксидной матрицы. Они втрое легче титановых и при этом вдвое прочнее. При длине более 1,2 метра масса каждой из них не превышает 22,5 килограммов.

Специальный аэродинамический изгиб позволяет лопастям захватывать больше воздуха, производя при этом меньше шума, чем аналоги с классической конструкцией.

Читайте также:  Михаил Гордин: в России идёт активная работа над созданием гибридного авиадвигателя

В 2007 году лопасть GE90-115B введена в экспозицию Нью-Йоркского музея современного искусства (Museum of Modern Art) как образец промышленного дизайна.

General Electric GE90-94B

Двигатель General Electric GE90-94B с прямыми лопастями вентилятора на крыле самолёта Boeing 777-200ER

Boeing 777-200ER

GE90-9xB устанавливаются на Boeing 777-200/-200ER/-300.
На снимке самолёт авиакомпании Austrian Airlines

Подробности

General Electric GE90-115B

Лопасть двигателя GE90-115B

Выполненная из композитного материала (углеродного волокна и эпоксидной матрицы), в 2007 году она была введена в экспозицию Нью-Йоркского музея современного искусства (Museum of Modern Art) как образец промышленного дизайна

Двигатель General Electric GE90-110B1 с изогнутыми лопастями вентилятора на крыле самолёта Boeing 777-200LR

Сравнительные размеры GE90-115B и человека; рекламный снимок GE Aviation

Boeing 777-300ER

GE90-11xB — единственный вариант двигателя для самых тяжёлых представителей семейства 777: Boeing 777-200LR/-300ER/-F.
На снимке самолёт авиакомпании Qatar Airways

Подробности

Мировые рекорды

Во время программы часового тройного стрессового тестирования на стационарной установке в 2002 году GE90-115B показал мощность 568,93 кН (127 900 фунт-сил).

Эта величина является рекордной для реактивных двигателей, когда-либо построенных в мире.

В октябре 2003 года Boeing 777-300ER с двигателями GE90-115B побил рекорд ETOPS в полёте с одним работающим двигателем из двух: 330 минут — в рамках программы сертификации на маршруте из Сиэтла на Тайвань.

ETOPS (Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards/Extended Twin OPerationS — Расширенные Правила Полётов для Двухмоторных Самолётов) от Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration, FAA): возможность осуществлять полёты над безориентирной местностью.

Читайте также:  В ЦАГИ обсудили вопросы нагруженности воздушного винта АВ 112-114

Технические характеристики

GE90-76B/-77B/-85B/-90B/-94B GE90-110B1/-113B/-115B Тип 2-вальный турбовентиляторный реактивный с осевым потоком Длина, м 7,29 7,28 Сухая масса, кг 7893 8762 Вентилятор 1 Диаметр вентилятора, м 3,12 3,25 Число лопаток 22 Компрессор: осевой — ступени низкого давления 3 4 — ступени высокого давления 10 9 Камера сгорания одинарная кольцевая Число топливных форсунок ? ? Турбина: осевая — ступени высокого давления 2 — ступени низкого давления 6 Вращение ротора высокого давления, об. в мин 9332 Вращение ротора низкого давления, об. в мин 2261,5 2355 Максимальная тяга, кН 360,62 492,69 Общий коэффициент компрессии 40 42 Степень двухконтурности 9 Тяговооружённость 5,59 5,98 Применение Boeing 777-200/-200ER/-300 Boeing 777-200LR/-300ER/-F

 

Максимальная тяга во взлётном режиме модификаций GE90:

  • GE90-76B — 343,40 кН,
  • GE90-77B — 363,42 кН,
  • GE90-85B — 376,76 кН,
  • GE90-90B — 400,34 кН,
  • GE90-94B — 416,80 кН,
  • GE90-110B1 — 489,75 кН,
  • GE90-113B — 505,01 кН,
  • GE90-115B — 512,88 кН.