Женщина не удержалась за иранский штурвал

Президент Ирана Хасан Роухани назначил Турая Зангане генеральным директором Iran Air (IR). 10 мая 2019 года он сменил Фарзане Шарафбафи, первую женщину в истории Ирана, вставшую во главе авиакомпании — и сразу национального перевозчика.

Причина замены не публикуется. Шарафбафи стала директором Iran Air меньше двух лет назад, в июле 2017 года.

  Iran Air может возглавить женщина. Впервые в истории

Фарзане Шахрафбафи, первая женщина-руководитель национальной авиакомпании Ирана

Турай Зангане, генеральный директор авиакомпании Iran Air с 10 мая 2019 года, сменивший женщину-руководителя

Личный пилот Хаменеи

Турай Зангане — военный пилот, служивший в ВВС Ирана на тактическом истребителе McDonnell Douglas F-4 Phantom. Позже он стал пилотом Airbus и (якобы) управлял личным самолётом аятоллы Хаменеи. До назначения на пост генерального директора Iran Air успел побывать руководителем небольшой правительственной иранской авиакомпанией Meraj Airlines (IJ; флот из трёх узко- и трёх широкофюзеляжных Airbus), которую власти США обвинили в поставке оружия правительству Сирии в 2012… 2013 годах, за что наложили на Зангане персональные санкции. Кроме того, на этих самолётах передвигаются первый лица страны, включая верховного лидера.

Iran Air оперирует парком из 37 разношёрстных самолётов средним возрастом 17,1 года (самому старому, Airbus A300B2-203, более 39 лет). Эта проблема общая для всех перевозчиков страны, так как импорт европейских и, тем более, американских самолётов запрещён санкциями США.

За период действия «ядерной сделки» авиакомпания смогла получить 13 новых турбовинтовых ATR 72-600, один узкофюзеляжный Airbus A321ceo и два широкофюзеляжных A330-200. От часто анонсируемого на различных профильных мероприятиях приобретения российских самолётов Iran Air несмотря ни на что воздерживается — хотя получение крупного твёрдого заказа сделало бы возможным и создание версии Sukhoi Superjet 100 с полностью российскими узлами и компонентами, и восстановление массового производства более крупного Ту-204/-214.

Читайте также:  В МГТУ им. Баумана разработали технологию изготовления сверхлёгких лопастей

В период действия «ядерной сделки» поставки западных самолётов в Иран стали возможными — и европейский производитель перераспределил в пользу Iran Air готовые машины из других контрактов. Airbus A321-211WL на фото изначально строился для колумбийской Avianca

А это — самый старый самолёт в парке Iran Air, 39-летний Airbus A300B2-203