В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского прошла серия испытаний толкающего воздушного винта на модели фюзеляжа самолёта большого объёма.
В пресс-службе института рассказали, что исследования возможности внедрения силовой установки с толкающим винтом вместо тянущего обусловлены актуальностью задачи увеличения внутреннего пространства самолёта и необходимостью размещения экологичного топлива внутри фюзеляжа. Такие перспективы уже исследуются зарубежными разработчиками летательных аппаратов: проект ZeroEmission фирмы Airbus, или проект, уже поднявшийся в воздух, Celera 500L фирмы Otto Aviation, США.
Сначала специалисты отделения аэродинамики силовых установок института разработали метод оптимального проектирования воздушных винтов, применимый для тянущей и толкающей схемы. Затем на его основе был разработан винт, оптимизированный под заторможенный поток в следе за фюзеляжем.
«Преимущества расположения винта за фюзеляжем или мотогондолой следуют из импульсной теории винта и подтверждены расчётами и многочисленными экспериментами. Однако есть и обратная сторона этого эффекта — увеличение сопротивления всего летательного аппарата. Это связано с уменьшением давления в хвостовой части из-за работающего винта, — пояснил «Авиации России» руководитель проекта, начальник отдела ФГУП «ЦАГИ», кандидат технических наук Виталий Губский. — Наша задача стояла в поиске баланса между этими явлениями: было необходимо увеличить тягу и при этом сохранить обтекание самого фюзеляжа. С этим мы успешно справились и получили хороший задел для создания будущих летательных аппаратов» — прокомментировал представитель ЦАГИ.
В ходе проектирования и создания толкающего винта специалистам института удалось улучшить его компоновку, при этом получив увеличение тяги и снижение шума. В результате эксперимента было подтверждено, что предлагаемая схема винта позволяет увеличить скорость полёта летательного аппарата и снизить потребную мощность, по сравнению с винтом в классической тянущей схеме.