Rolls-Royce считает причиной коррозии азиатский воздух и треснутые лопасти не меняет

Британский производитель авиадвигателей Rolls-Royce нашёл причину преждевременной коррозии своих силовых установок для Boeing 787-9:

Это выбросы «грязных» отраслей промышленности вокруг больших азиатских городов.

Франк Хассельбах (Frank Haselbach), главный инженер подразделения больших двигателей Rolls-Royce

№1: Турбина

Двигатель Rolls-Royce Trent 1000 в разрезе

Проблема связана с лопатками турбины среднего давления (является конструкционной особенностью семейства Trent и не встречается у других производителей) на Trent 1000 сборки Package C. Коррозия и трещины в них были впервые обнаружены у самолётов All Nippon Airways (NH) в 2016 году, после чего Rolls-Royce начал замену и ремонт двигателей на всех Dreamliner’ах.

Трещины в лопатках вызваны сульфидизацией — химической реакцией, происходящей при высоких температурах между серой в топливе или воздухе и оксидами в лопастях турбины. Несмотря на то, что этот процесс известен относительно давно, и срок службы назначается с его учётом, на данной модели деградация материалов оказалась быстрее ожидаемой, и капитальный ремонт 380 «подозреваемым» двигателям назначили заметно раньше срока.

Кроме этого, Rolls-Royce заменил уплотнительные элементы компрессора, испытывающие повышенное давление из-за повреждений ротора.

№2: Компрессор

Но это ещё не всё.

Позже нашлись и трещины до камеры сгорания — в лопатках компрессора среднего давления. Прошедшим летом это побудило EASA и FAA выпустить директивы, сокращающие полёты ETOPS (для двухмоторных самолётов над безориентирной местностью — например, океаном) до 140 минут вместо нормальных 330-ти. Это сделало невозможным использование таких машин на транстихоокеанских маршрутах.

Ограничения коснулись самолётов с двигателями Package C, хотя бы один из которых накопил 300 или более циклов с момента выпуска или последнего капитального ремонта компрессора.

Здесь увязать проблему с грязными азиатами не получилось.

Выяснилось, что растрескивание лопастей первых двух ступеней средней зоны компрессора вызывается запуском вентилятора. Производителя обязали переработать конструкцию узла.

Читайте также:  Будущее не так далеко, как кажется

Микротрещины останутся на месте

Boeing 747-267B Летающая Лаборатория Rolls-Royce с тестовым образцом двигателя Trent 1000

После осмотра 366 двигателей Package C (после проблем с турбиной число эксплуатируемых несколько сократилось) нашлось около трети с микротрещинами в компрессоре, и лишь в одном они дошли до «точки отказа». Этот экземпляр был снят и доставлен в испытательную лабораторию на центральной производственной площадке Rolls-Royce в Дерби, Англия.

Здесь его раскручивали до максимальных рабочих показателей и держали под этой нагрузкой по 10 часов. Все лопатки выдержали испытание, микроповреждения не перешли в критичные.

Затем двигатель доставили на полигон в Тусоне, штат Аризона, где в середине сентября его водрузили под крыло летающей лаборатории Boeing 747-200. Программа испытаний будет включать полёты на высоте 3 660 метров при максимальной мощности работы мотора — условие, соответствующее теоретическим выкладкам ETOPS. Первым этапом станут проводимые уже сейчас полёты у побережья Калифорнии, затем самолёт отправится на Аляску.

Если повреждённый экземпляр докажет надёжность своей работы, все припаркованные в связи с проблемой самолёты получат свои двигатели обратно — с микротрещинами в лопатках компрессора.

Пострадавшие

Boeing 787-9 авиакомпании Air New Zealand

Пока же без моторов остаются десятки Boeing 787-9 по всему миру.

Основными пострадавшими стали Air China (CA), Air New Zealand (NZ), British Airways (BA), LATAM и Virgin Atlantic Airways (VS). Они вынуждены перекраивать расписание, а также изыскивать аналогичные самолёты в краткосрочный лизинг — обычно в этом качестве выступают Airbus A330-200 и Airbus A340-300 от компаний, которые специализируются на подобных форс-мажорах. Разумеется, их услуги гораздо дороже длительного операционного лизинга, что означает удар по прибыли перевозчиков.

Новозеландская авиакомпания даже закрыла два направления — в Хошимин (SGN) и Токио, аэропорт Ханеда (HND), — из-за нехватки самолётов.

Читайте также:  Позднее дитя российского авиапрома

Серия Package B, а также все экземпляры Trent 1000 TEN для Boeing 787-10 продолжают работу в нормальном режиме.

Клиенты, выбравшие американские силовые установки GEnx-1B, имеют полное право наслаждаться своей дальновидностью.